Интервью с руководителем отдела
обеспечения качества продуктов
Content AI

Ручное vs автоматическое:
все о работе QA-отдела

Иван Антонов
ivan-antonov-interview
Ручное vs автоматическое: все о работе QA-отдела
Интервью с руководителем отдела
обеспечения качества продуктов
Content AI
Content AI успешно развивает решения в области интеллектуальной обработки информации, которые работают на базе всемирно признанных технологий распознавания текста. Вся новая функциональность и изменения продуктов, созданные нашими разработчиками, проходят тщательную проверку отдела тестирования (Quality Assurance, QA), которые выявляют слабые места, находят баги и доводят решения до качественной работы.

Мы поговорили с руководителем отдела обеспечения качества продуктов Content AI Иваном Антоновым и узнали, как выстроен процесс работы его команды, можно ли все ручное тестирование продукта заменить на автоматическую проверку и действительно ли профессия тестировщика — верный способ войти в IT-сферу и построить в ней карьеру.

— Расскажи, как ты попал в тестировщики?
— На втором курсе Московского авиационного института (МАИ) я попал на производственную практику в конструкторское авиабюро, куда впоследствии устроился на работу в IT-отдел анализа данных, и остался там на два года.

Область деятельности в бюро была довольно близка к тестированию, поэтому когда решил менять работу, я откликнулся на вакансию тестировщика продукта FlexiCapture в ABBYY. За 10 лет в компании я вырос с позиции джуна до руководителя отдела тестирования продукта, а в 2022 году перешел в Content AI на должность руководителя отдела обеспечения качества продуктов ContentReader PDF, ContentCapture, ContentReader Server, ContentReader Engine.
— Что сейчас входит в твою зону ответственности?
— Я полностью отвечаю за тестирование продуктов Content AI: занимаюсь построением всех процессов работы QA-команды, распределением задач, провожу релиз-менеджмент выпущенных программ. Также в мою зону ответственности входит найм сотрудников в команду тестирования и их профессиональное развитие.
— Как выстроены процессы внутри команды?
— У нас линейная структура команды, работаем по методологии Agile, в рамках которой проводим стендапы, ревью, планирования, делимся с коллегами кто и чем занимается, что уже удалось сделать, какие трудности возникли, а также распределяем между собой текущие задачи, полученные от разных команд разработки.

Сами задачи довольно разнообразные: от тестирования новой функциональности продуктов, написания и разбора автоматических тестов, настройки стендов для демонстраций и тестов до помощи технической поддержке и техническим писателям.

Большинство членов команды — универсальные специалисты, которые могут работать с несколькими продуктами, поэтому скучать от релиза к релизу, как в крупных компаниях с распределенным по конкретным продуктам штатом, не приходится.
— Расскажи подробнее про само тестирование.

— У нас есть задачи как для ручного, так и для автоматического тестирования. Как только мы получаем новую фичу от разработчиков, то сначала проверяем ее вручную, убеждаемся, что она работает именно так, как изначально задумывалось, а затем покрываем ее автотестами. Автоматические тесты мы пишем на C# и Python вместе с разработчиками: они работают над позитивными (основными) сценариями, мы — над всеми остальными.

В целом, мы всегда стараемся сразу определить, в какой части работы следует автоматизировать процесс тестирования, и применить его. Это помогает в разы ускорить проверку и избежать монотонных, однообразных ручных тестов.
— Реально ли все тестирование заменить на автоматическое?
— Нет, ручное тестирование все равно будет нужно в том или ином количестве. К примеру, автотестами нельзя заменить проверку, в которой требуется оценка качества специалиста — качество распознанного текста, изображения или анализ полученных результатов.
— Следите ли за международными трендами в QA?
— Конечно, мы стараемся не отставать и продолжаем мониторить, что нового происходит в QA-мире, а лучшие практики обкатываем и внедряем в свою работу.
— Считается, что тестирование — самый простой способ войти в IT-сферу и построить карьеру. Так ли это на самом деле?
— Мне кажется, это действительно так, только с оговоркой, что специалист согласен расти с позиции джуна и постоянно развиваться в этом направлении. Чтобы стать джуном в тестировании, много навыков не требуется — адекватность, желание учиться и развиваться. Но чтобы расти дальше, придется много работать: изучать программирование, прикладные инструменты, учиться писать автотесты. Ведь ранг повышается за выполненные задачи и полученные знания, а не за количество лет, отсиженных на одном месте.

Обычно этот факт и разбивает мечты бывших программистов перейти из разработки в тестирование сразу на позицию сеньор, без потери дохода и без необходимости заново всему учиться.

Кстати, из людей, которые умеют взламывать компьютерные игры, применять разные крэки, патчи и настраивать программы под себя, получаются отличные тестировщики. Они умеют четко выполнять действия по инструкции, взламывать системы и добиваться конечного результата.
— Какие у тестировщика варианты карьерного роста?
— Во-первых, специалист может остаться в тестировании и дальше развиваться в этой области.

Во-вторых, в какой-то момент тестировщик попадает на развилку карьерного пути: продолжать и дальше прокачивать свои навыки и знания в QA, погружаясь в более тяжелые технические вопросы, или же стать тимлидом и переключиться на менеджерские задачи.

В-третьих, если тестирование изначально было точкой входа в IT-профессию, то ничего не мешает специалисту в будущем перейти в разработчики или стать, например, product owner этого продукта.

— Какими компетенциями должен обладать хороший QA-специалист?
— В первую очередь важны личные качества человека, без которых будет очень сложно работать в тестировании: усидчивость, настойчивость, дотошность, критическое мышление, внимательность, ответственность и, конечно же, стремление развиваться. Всегда важно помнить, что тестировщик — это некий фильтр на реальность замысла менеджера, работы разработчика и желания конечного пользователя, поэтому так важно уделять внимание даже кажущейся на первый взгляд мелочи. Также для тестировщика очень важно быть коммуникабельным, ведь от умения найти подход к разработчикам или убедить product owner в наличии бага в конечном счете зависит успех всего продукта.

Прикладные знания тоже играют немаловажную роль. Без них не получится быстро и качественно выполнять тестирование и, как следствие, расти в профессии. Полезно знать минимум один язык программирования, основы тестирования, его виды и методы, также необходимо владеть инструментами ручного и автоматического тестирования.
09.02.2023
interview-mem